Дзогчен Джигме Чолинг
Московский буддийский центр
русский | english

Буддизм

Что такое буддизм?

Буддизм невозможно отнести к какой-либо категории. Нет таких ярлыков, которые бы к нему подошли.

Буддизм – это не религия, по крайней мере, в широко употребимом смысле этого слова. По сути, он не подразумевает веры в существование одного или нескольких богов;  в более широком же смысле, он категорически отвергает мысль, что можно верить в нечто такое, что невозможно проанализировать с помощью логики.

Буддизм также не является философией, так как он не ограничивается интеллектуальным или концептуальным подходом. На самом деле, буддизм учит, что недостаточно простого понимания. Необходимо также переживание на собственном опыте, и, в конечном итоге, «реализация».  Таково духовное измерение буддизма.

Буддизм также не является культурным, политическим или социальным явлением.

Культура, высшим выражением которой можно назвать искусство во всей его многогранности, коренится в мирском, в то время как буддизм выходит за пределы мирского. Искусство, как часть культуры, заканчивается само на себе; в буддизме же оно служит средством. Если сравнить искусство и мудрость, то искусство уступает ей в значимости. Другими словами, буддизм – вне времени; он выходит за пределы мирского,  в то время как культура и искусство коренятся в определённом времени и обществе.

Буддизм аполитичен, то есть ему не свойственны ограничения групп или границ. Он не основывается на оппозиции между людьми. Он не пришел «откуда-то». Он преодолевает границы континентов и групп людей. Национальность, цвет кожи, социальное положение, принадлежность к какой-либо партии и т.д. не являются важными для него критериями. Напротив, это процесс демонстрации того, что фундаментально все люди, а более широко – все живые существа – имеют одинаковую основополагающую природу, одинаковые эмоции, одинаковые устремления и одинаковые страхи.

Буддизм – это также не социальное явление. Это не личный поиск совершенства. Буддист ищет сам себя. Он развивается в уединении своего собственного духовного пути. Разумеется, послание буддизма оказывает влияние на побуждения и поведение тех, кто его практикует, но у него нет социальных целей. У него нет цели стать группой, оказывающей давление, он не вводит правила, касающиеся организации общества.

И, наконец, является ли буддизм наукой? Те науки, которые мы описываем как чистые науки, обращены во внешний мир и изучают разнообразие явлений, которое мы воспринимаем. Буддизм же, наоборот, обращён внутрь, то есть его внимание нацелено на ум. Вот почему порой его называют «наукой ума». Но, как и любое словесное выражение, это название имеет свои ограничения.

Я предпочитаю говорить, что буддизм не поддается классификации; он ускользает от любых категорий и сравнений.

С исторической точки зрения буддизм – это учение Будды Шакьямуни, который жил в Индии более двух с половиной тысяч лет назад. На протяжении веков эти учения передавались, переводились на различные языки и обогащались многочисленными комментариями. Таким образом, буддийская литература стала несравненно обширной.

Если посмотреть глубже, то буддизм – это мышление будды, которое сводится к двум великим принципам: мудрости и состраданию. Поэтому буддизм – это образ мышления. Буддисты – это те, кто стремится найти такой благой образ мысли и тренироваться в нём. Будды – это те, кому это удалось.

Также можно сказать, что буддизм, по сути, это размышления о счастье и учение о причинах счастья. Вначале показав нам, как сильно мы сами себя обманываем, как далеко сбиваемся с пути из-за нашего способа восприятия  мира и самих себя, буддизм пробуждает нас к новому видению. Он заставляет нас увидеть вещи по-другому и постепенно ведёт нас к реализации истинной природы явлений и ума.

Эта реализация находится в источнике прекращения всех страданий и всех страхов. Поэтому буддист, кроме всего прочего, это безмятежный человек. Он ничего не боится. Также это хороший человек, открытый другим. Три этих качества – мудрость, безмятежность и положительность –связаны друг с другом и возникают одно из другого.

Поэтому буддизм – это путешествие к мудрости, безмятежности и хорошим качествам.

Этот текст был написан французским ламой Оргьен Чолингом Дордже по просьбе Дзогчен Раньяк Патрула Ринпоче Тензина Нимы в декабре 1999.